
В нескольких десятках километров от Нукуса рядом с другим каракалпакским городом Ходжейли находится гигантский некрополь и место паломничества. Хоронят здесь с древних времён. Начали, как минимум, ещё зороастрийцы.

Здесь же развалины древней крепости Гяур-кала (название крепость Неверных этот город получил во времена арабского завоевания в 7 веке). Городище же существовало здесь задолго до арабов, ещё с 4 века до нашей эры. Даже до Александра Македонского и его походов. Местные жители молились Кок-Тенгри (высокому небу), Ахура Мазде, Будде Христу (в его несторианском толковании). А потом пришли арабы. И большая часть населения перешла в ислам. Но город продолжал жить. Пока не пришли монголы. После них здесь остались только развалины и кладбище. Как ни странно, постепенно кладбище обрастало аурой святости. Но зороастрийские традиции продолжали исподволь оказывать своё влияние. В частности на особенность похоронного ритуала у каракалпаков.
Своих мёртвых зороастрийцы приносили на носилках в специальные башни "дахмы", где оставляли, пока солнце, вода, ветер и хищные звери и птицы не очищали кости от остальной плоти. Только тогда кости собирались в специальные керамические сосуды оссуарии и захоранивались.
Сегодня каракалпаки приносят покойников на специальных носилках. Тело в саване опускают в вырытую могилу, сверху перекрывают тонкими жердями и камышом, засыпают землёй и ставят вокруг кирпичную (часто из необожжённого кирпича) или металлической решётки ограду. Носилки оставляют поверх могильного холмика. Главное событие происходит, когда могила проваливается. В этот момент душа усопшего наконец отлетает к Аллаху, а часть её вселяется в новорожденного младенца в семье (ну, если он родится примерно в это время). Так что провалившиеся могилы в некрополе - на каждом шагу. Это именно каракалпакская особенность. Узбеки своих мертвых хоронят иначе.

Эта условно антропоморфная стела символизирует... человеческое тело.

Здесь прекрасно видны носилки.




От старого города в некрополе осталось немного построек. Самый отреставрированный караван-сарай. Над землёй возвышаются только его купола, основное помещение - под землёй. Со времён монгольского завоевания внутри караван-сарая существует несколько захоронений, обросших самыми романтичными легендами.





Наш гид - этнограф и историк Октябрь Доспанов.






Внутри караван-сарая всё восстановлено и отреставрировано.

Одна из могил.




Лестница на поверхность.









Вот так выглядит провалившаяся могила, из которой уже отлетела душа покойного.

Развалины древнего медресе. В постройке сочетается обожжённый и необожжённый кирпич.



Такие пирамидки из семи камней оставляют паломники. По идее, должно гарантировать исполнение желаний. Желаний у паломников, судя по обилию этих столбиков, хоть отбавляй.











Недалеко на холме ещё одни "романтические руины".

Город мёртвых.























Среди развалин встречаются кости. Судя по размеру, детские.










Ещё одна примета древних пережитков. Ислам запрещает подобные жертвоприношения на могилах. Но люди оставляют деньги, зерно и т.п.

Оригинальный способ укрепить столб могильной ограды. А всего-то - пластиковое ведро и цемент.



Кладбищенская сторожка.

Могила библейского Самсона. 27 метров длинны. Место паломничества. Тела в могиле нет - чистый кенотаф.



Эта табличка насчёт Самсоновой могилы.

Внешний мавзолей.



Табличка мужского туалета.

Табличка женского туалета. Текста значительно меньше, чем в мужском варианте.
